Алкоголизм не щадит ни мужчин, ни женщин, ни даже детей и стариков, поэтому проблема совместного проживания с больным алкоголизмом касается всех. Однако в семьях наиболее часто и остро этот вопрос стоит перед женской половиной. Матери и жены, сталкиваясь лицом к лицу с чрезмерным употреблением спиртного сыновей и мужей, вступают в отчаянную борьбу с пагубным пристрастием. Борьба с зеленым змием может продлиться годы, при этом ее исход не только неочевиден, но и непредсказуем.
Родственникам сложно понять, почему алкоголик не может прекратить пить, потому что они смотрят на него с позиций здорового человека. Зная, что у них отказ от спиртного не вызывает никаких психологических и физических трудностей, они полагают, что подобное должен испытывать алкоголизирующий. Неудержимое стремление к алкоголю расценивается ими как распущенность характера. В этом главная ошибка близких. Алкоголик – не здоровый, а больной человек. Неумеренное употребление спиртного привело его к патологическому состоянию - алкогольной зависимости.
Мозг состоит из множества систем, регулирующих эмоции, физиологические, умственные, физические способности и действия человека, что позволяет ему приспособиться к окружающей среде. Стабильное функционирование систем обеспечивает постоянный синтез химических веществ, участвующих в различных биохимических обменных процессах. В число таких веществ входит эндогенный (биологический) этанол. Он и продукты его распада, естественные составляющие процессов саморегуляции организма. Этанол участвует:
Постоянный прием алкоголя приводит к сбою в работе систем головного мозга, определяя формирование психической и физической зависимости.
На первой стадии алкоголизма экзогенный этанол, составляющий основу алкогольных напитков, начинает вмешиваться в биохимические обменные процессы организма. Его приток, дополняющий количество эндогенного этанола, вызывает частый выброс нейромедиаторов. Это приводит к более интенсивному возбуждению дофаминовой системы, что проявляется в переживании алкоголиком недолгих приятных положительных эмоций (алкогольной эйфории).
Однако частое возбуждение системы истощает запасы нейромедиаторов, как следствие, без алкоголя она практически не работает. Слабое действие системы выражается в подавленном настроении и эмоциональном дискомфорте. Порция спиртного компенсирует дефицит этанола, вызывая очередной выброс нейромедиаторов. Психоэмоциональное состояние алкоголизирующего улучшается. Но действие нейромедиаторов краткосрочно, поэтому состояние опять ухудшается. Непрекращающийся «круговорот» приводит к возникновению, закреплению психического влечения.
На второй стадии алкоголизма экзогенный этанол подавляет синтез биологического этанола, встраивается в процессы метаболизма организма, способствуя формированию физической зависимости. Уменьшение притока экзогенного этанола, вызванного прекращением, сокращением приема спиртных напитков, вызывает его дефицит. Он проявляется в развитии симптомов абстинентного синдрома, которые вызывают ухудшение физического состояния алкоголизирующего. Развитие дефицита, то есть утяжеление симптомов абстиненции, приводит к нарушению работы всех функциональных систем, ухудшению психоэмоционального состояния алкозависимого.
Описанные в общих чертах механизмы привыкания, объясняющие следствия и последствия злоупотребления алкоголем, помогут родственникам понять суть алкогольной зависимости. Объяснить, почему их родственник не может отказаться от приема спиртного так же легко, как здоровый человек.
Универсальных, подходящих всем правил нет. Вряд ли найдется кто-то в способный дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. Семейные ситуации, как и сами алкоголизирующие, при всем однообразии развития стадий алкоголизма, индивидуальны. Однако психологи выделяют несколько советов, которые могут помочь близким справиться прежде всего с собой. Так как, если они хотят перемен, то им придется начать с себя. Алкоголизм затрагивает не только алкоголика, он отражается на близком круге, заставляя родственников подсознательно вырабатывать психологические средства защиты, позволяющие адаптироваться к проблеме.
Описанный механизм защиты встречается практически всегда. Чтобы помочь себе и алкоголизирующему близким придется его «сломать». Изменяя поведение, отношение к алкоголику, они подтолкнут его посмотреть на себя, жизнь и болезнь. Для этого им придется научиться:
В особенности это касается родителей, остро чувствующих вину за алкоголизм ребенка. Пытаясь «искупить», они стараются во всем поддержать свое «чадо», которое с удовольствием пользуется этим.
Чувство вины плохой советчик в борьбе с зависимостью, заставляет взваливать еще больше ответственности, увеличивать круг обязанностей. Нельзя поддаваться обвинениям алкоголика, считающего виноватым в его злоупотреблении спиртным всех, но не себя.
Пока алкоголизм не войдет в терминальную стадию родственники считают, что должны помогать, заботиться и поддерживать алкоголизирующего родственника. Опасаются, что если оставят его наедине с болезнью, то он быстро сопьется, опуститься, умрет. Но чем дольше и больше помогают, прощают и терпят, тем больше он пьет, понимая, что его не бросят. Зависимый должен без помощи родственников научиться решать проблемы, возникающие из-за пристрастия.
Прогулял работу или учебу – не покрывайте, не лгите, что «болеет». Пусть проспится, протрезвеет и сам начнет разбираться. Не бойтесь, что потеряет работу, выгонят с учебы.
Близким нужно перестать спасать. Алкоголик должен понять, что ответственность за его поступки лежит только на нем.
Если алкоголик захочет выпить, он всегда найдет способ сделать это и помешать этому невозможно. Близкий круг должен принять, что тотальный контроль не вылечит от алкоголизма.
Разумным контролем будет ограждение семейных финансов от посягательств алкоголика. Он должен знать, что ему не доверяют, что у него нет права на семейные деньги.
Чтобы избавиться от алкоголизма человек должен этого захотеть сам. Никакие заговоры, снадобья, добавки, средства отвращения от алкоголя не вылечат. Выброшенные впустую деньги.
Даже если уговорить, заставить прийти лечиться в клинику, то отсутствие желания избавиться от болезни сделает лечение бесполезным. Близки напрасно потратят деньги, время и нервы.
Помочь можно тому, кто хочет помощи, готов ее принять.
Алкоголики нуждаются в родственниках гораздо больше, чем родственники в них. Однако добиваясь своих целей, зависимые прибегают к шантажу и угрозам. «Уйду из дома», «Пойду жить на улицу, раз мне здесь не рады» и подобное. Опасаясь, что угрозы будут воплощены в жизнь близкие идут на уступки, делая то, что хочет алкоголизирующий.
Научитесь не реагировать – реакция «подкармливает» алкоголизм.
Когда близкие престанут откликаться на угрозы и шантаж, не будут подначивать («ну, и иди», а потом бегут искать) алкоголик перестанет разыгрывать перед ними сцены жалости.
Бесполезный способ решения проблем, в особенности, когда человек пьян.
У алкоголика атрофировано чувство совести, но гипертрофированно чувство собственного достоинства, скандал станет лишним поводом для выпивки.
Иногда, чтобы бросить пить человек должен низко упасть, почувствовать на себе болезненность ударов судьбы, понять, что все это результат его алкоголизма.
Когда родственники оберегают, защищают и ухаживают за алкоголиком, он не бросит пить. Ведь у него же нет проблем! Проблемы есть у близких, но зависимому на них наплевать!
В таких ситуациях стоит провести грань, отделяющую близких от алкоголика. Они не должны позволять ему разрушать их жизнь, при этом не будут мешать зависимому разрушать свою.
Чем глубже и больнее будет падение, тем быстрее придет осознание необходимости лечения.
Главное, с чем придется смириться родственникам алкоголизирующего, что насильно изменить человека они не смогут. Они могут попробовать направить его, помочь захотеть жизненных перемен. Близкие должны будут научиться говорить «нет» своей жалости, сочувствию и оправданиям. Делать то, что в широком смысле будет лучше для них и страдающего алкоголизмом. Он должен почувствовать, что помощь и поддержку близких он получит только в случае серьезного настроя бросить пить. Однако родственникам нужно учитывать, что подтолкнуть к переменам можно только того, у кого еще остались крупицы критического восприятия себя и своего состояния.
Ни жена, ни дети, ни мать, живя с зависимым, не должны опасаться за свою жизнь. Но когда борьба с патологической тягой перерастает в защиту собственной безопасности – стоит задуматься о своей жизни. Если алкоголик категорически отказывается лечиться, ведет себя агрессивно и грубо – пришло время сражаться за себя. Побои, драки в семье не способствуют избавлению от болезни. Скорее всего, дело тут уже не столько в алкоголе, сколько в самом человеке. В таких ситуациях, любая возможность разъехаться, расстаться будет благом для здоровых членов семьи. Однако очень часто такой возможности нет.
Что же делать в таких случаях?
В РФ принудительное лечение может назначить только суд, в то же время законодательством предусмотрены законные способы недобровольного лечения от алкоголизма. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» [http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4205/] определяет несколько вариантов направления на лечение без согласия алкоголика:
Выписка пациентов, отправленных на недобровольное лечение в государственные психиатрические лечебные учреждения производится только в двух случаях (п. 3 ст. 40):
От алкоголизма подобное лечение не избавит, но отсутствие в доме буйного и запойного родственника даст домочадцам время спокойно обдумать дальнейшие действия, найти решение.
Редактор статьи: Матвеева Анна Богдановна
Обновлено: 22 Ноября 2024